Китой, 26 августа - 12 сентября 1982 дневник похода
26 августа
В 4 часа утра встали в очередь на автобус, в 8.40 выехали из Слюдянки, 13.30 были в Ниловке, пообедали и двинулись вперед. В конце поселка отловили машину и уговорили забросить нас к ЛПХ. За 20 руб. и бутылку доехали почти до начала тропы.
В 16 часов пошли. Не дошли до развилки около 1, 5 км. Справа от тропы два небольших озера. Тропа на Шумак уходит между ними.
27 августа
Встали в 7 часов, вышли в 9. Вскоре взлеты кончились, и тропа пошла по заболоченному плато. Через 2 км после развилки начался первый крутой взлет метров на 100-200. Здесь стоит большая изба. Река в этом месте входит в каньон, который с небольшими разрывами идет до самого перевала. Напротив избы - большой водопад. Дальше на реке еще попадаются водопады, но меньше.
До перевала не дошли около 4-х км. Все были на последнем дыхании. Остановились в разрыве каньона у реки. На дрова насобирали сухих веточек от карликовых кустиков. Высота около 2300 м.
28 августа
Встали в 7 часов, вышли в 9. Мелкий дождь со снегом. Тропа набирает высоту отдельными взлетами. Перед перевалом два участка заболоченной долины. В 13 часов были на перевале. Идет снег. Спуск сначала крутой, затем выполаживается.
В 15 часов остановились на границе леса. Все вымокли и устали.
29 августа
Встали в 7 часов, вышли в 9. Тропа заболочена, два раза переходили р. Ара-Хубуты в районе большого правого притока. К вечеру вымокли и устали. Весь день с небольшими перерывами шел снег. Остановились около левого притока, не доходя 4 км до р. Ара-Ошей.
30 августа
Встали в 7, вышли в 9.40. Погода пасмурная, осадков нет. К 14 часам добрались до р. Ара-Ошей. Последние 2 км тропа идет по крутому склону каньона.
Начали строить суда. Топили баню, но к вечеру пошел дождь, и баню пришлось отменить.
31 августа
Весь день строим суда и к вечеру они еще не были готовы. Топили баню, но мыться некогда. Провели разведку каньона и сняли его схему на первые 2 км.
1 сентября
Утром долго достраивали суда. Катамаран только отплыл, и сразу укосиной подгребицы пропороли правую гондолу. После обеда в метровом сливе плот тоже продрался. Тут же стали клеить правую гондолу, а девчонки взяли рюкзаки и пошли по берегу до стоянки у водопада.
2 сентября
С утра обнесли водопад. Продолжали сплав по каньону Ара-Ошей. К обеду добрались до р. Яман-Гол. После обеда дошли до Китоя и прошли пороги 20 и 21. Остановились перед порогом 23.
3 сентября
Перед отплытием обнаружили дыры в гондолах, а после переворота плота оказались сильно потерты чехлы. Ремонтировались до 14 часов.
Первые пороги (22 и 23) осматривали. Дальше поджало время и пошли без разведки. Пороги с 24 по 28 довольно сложны и вообще-то требуют разведки, особенно порог 25.
Прошли хорошо. Остановились у р. Гарлык-Гол.
4 сентября
Вышли около 11 часов. Пороги 29 и 30 проскочили сходу (порог 29 так и не нашли, это скорее шивера). Порог 31 идет через 100 м быстрины. Он расположен на левом повороте реки. Сразу после него впадает р. Хунды-Гол, и после короткого, около 100 м плеса, начинается порог 32. Пороги 33, 34, 35 прошли без разведки - это скорее мощные шиверы.
Порог 36 расположен на левом повороте реки. В сужении русла - несколько крупных камней. Из-за узкого русла и поворота их видно только за 15-20 м. Порог опасен при прохождении без разведки. У нас на катамаране смыло пердних и рулевого. Судно выскочило носом на большой камень и при развороте сильно накренилось.
Порог 39 скорее большая шивера, но после него идет порог-прижим 40. Здесь на скале висит мемориальная доска.
Через 500 м интересный порог 41. Он расположен на левом повороте и прямо в пороге впадает приток. В этом пороге катамаран ударился в стену и поломался каркас. Высунувшимся гвоздем продрался первый отсек. Дальше пошел один плот.
После порога-шиверы 42 - ворота, ориентир Моткиных Щек. Сразу за воротами слева впадает приток и начинается мощная шивера. Мы остановились перед шиверой на левом берегу, но можно и сразу после нее. Дальше идет каньон.
5 сентября
Сегодня дневка. Разбираем, сушим, упаковываем. Посмотрели тропу на ближайшие 5-6 км.
6 сентября.
С 10 часов начали обнос. Через 2 часа прошли первый приток, Эхе-Гол. Здесь первые мощные пороги Щек. Дальше через 500 м непроходимый водопад.
Уже через час спустились в большой каньон второго притока - маленького ручья. Здесь заканчивается непроходимая часть Моткиных Щек. В устье ручья расположен мощный и узкий слив шириной 2,5-3 м. Обед.
Еще через 1,5 часа вышли к р. Моткин-Гол. Через реку переброшено бревно, в 100 м выше - брод. По нашей воде брод был выше сапог, а по одному бревну идти очень трудно - оно сильно качается. Решили перебросить второе бревно. При переправе один сорвался, но выручила страховочная веревка. На переправу ушло 3 часа.
С 6 до 9 часов шли до следующего притока. Тропа поднимается довольно высоко, пересекает несколько сухих русел и резко опускается на стрелке. Стоянка перед спуском к реке на высоте около 50 м.
7 сентября
С утра переправлялись и с помощью веревки поднимались на противоположную стенку каньона. Дальше тропа спускается к Китою. Здесь расположен порог 64. На берегу хорошие стоянки и места для строительства судов.
Решили строиться здесь и сразу приступили к работе. К вечеру каркас плота в основном был готов.
8 сентября
До обеда достраивали суда, выплыли в третьем часу. Через 300 м - мощный порог 65. Ниже порога плот стал на страховку. При прохождении катамаран вошел в слив боком и весь экипаж, кроме одного, смыло в воду. Одна участница выбралась на левый берег, плот и катамаран прошли дальше и зачалились на правом берегу.
До конца Моткиных Щек все пороги шли с разведкой. В конце катамаран ударился в прижиме и сломал гребь. К 19 часам добрались до базы на Шумаке.
9 сентября
Устроили дневку. Из плота сделали катамаран. Впервые наловили хариусов. Помылись в баньке.
10 сентября
Вышли в 10 часов. Наша калоша оказалась удивительно неповоротлива. В первом Билюшинском пороге собрали все на свете, во втором - свалились со слива задом, в третьем чуть пол зада не оставили на камне.
Вскоре пошел дождь. Обедали в избе Подлосинского. К вечеру (21 час) немного не дотянули до метеостанции.
11 сентября
Снова выплыли в 10 часов. К обеду увидели на берегу людей и машины. После обеда плыли до 18 часов. Вышли на берег и тормознули машину. В 20.30 были в Раздолье, там пересели на автобус и к 23 были в Ангарске на вокзале.
12 сентября
В 7 часов утра сели на поезд № 1 Владивосток - Москва.
В целом мы неплохо справились со всеми трудностями при подготовке и в походе и удовлетворительно прошли маршрут, несмотря на физически слабую группу, недостаток опыта, жесткий график движения, плохую погоду.
Но полного удовлетворения после похода нет - ни минуты отдыха, не было настоящих разведок и обсуждения прохождения, не было охоты и рыбалки.
Наш главный недостаток - не оперативно работали, плохо помогали друг другу, долго собирались по утрам. Девчонки почти совсем не помогали мужикам в работе с судами.
|