река Бабка СРЕДНИЙ УРАЛ
 

СРЕДНИЙ УРАЛ

 
     Просмотров: 15153


Р. БАБКА

Бабка в Аннинском Район устья Бырмы

Трехдневный водный маршрут по быстрой лесной речке, в мало посещаемых людьми местах (как это ни странно). И все это в двух часах езды от пермского автовокзала.

Среди туристов больше известен маршрут по нижней Бабке, от моста возле Янычей до станции Иренская. Верховья реки разительно отличаются от тех густонаселенных мест. Немногочисленные поселки расположены на удалении от берега, поэтому местность выглядит глухой и ненаселенной. Несмотря на близость оживленной автодороги, туристы, рыбаки, да и местные жители, похоже, не часто посещают эти края, здесь совсем нет того хлама, который украшает берега всех популярных сплавных рек. Зато много птицы и зверя. Бобры расплодились настолько, что уже создают трудности для сплава. Быстрая, извилистая и коряжистая, Бабка сложна в прохождении и не оставит вам времени на скуку. Матрасный сплав по ней исключен. Поэтому вы не встретите здесь шумные пьяные компании на плотах, обычные для Сылвы или Чусовой.

И еще - я бы не рискнул идти по верхней Бабке с детьми.

Рассказы жителей Аннинска о том, что летняя Бабка мелкая, но вполне проходимая на надувной лодке река, я считаю сомнительными. Сплавляться здесь лучше по большой воде, в конце апреля - начале мая. Я прошел по реке 6-8 мая 2007 года, когда пик половодья уже миновал, и река вернулась в свои берега. Судя по оставленным водой отметкам, максимальный ее уровень был на метр выше, и тогда затоплялась вся пойма реки на ширину в 200-300 метров.

Большие катамараны, по моему мнению, совершенно не пригодны для сплава по верхней Бабке, поскольку не достаточно маневренны для передвижения по узкому лабиринту между затонувшими деревьями на течении в 8-10 км/ч. Такое плавание будет слишком опасным. Другое дело - надувная лодка или байдарка, свободно проходящая между корягами и позволяющая обносить завалы не разгружаясь.

Главная опасность на верхней Бабке - внезапно появляющийся за поворотом завал и быстрое течение, увлекающее вашу посудину на эту ощетинившуюся сучьями плотину. При этом иногда некуда причалить - по берегам затопленные кусты. Большинство завалов расположено на поворотах русла влево, там, где река подходит к правому коренному берегу. Поэтому на поворотах нужно внимательно смотреть вперед и быть готовым быстро зачалиться.

Вторая опасность - прорывы русла. Вода в реке в некоторых местах заметно превышает уровень окружающего леса и удерживается только чем-то вроде берегового вала из поваленных деревьев. В некоторых местах поток размывает эту преграду и устремляется в лес. Такие прорывы иногда настолько велики, что их можно принять за главное русло, но они совершенно непроходимы и очень опасны. Для определения настоящего русла я использовал GPS-навигатор с загруженной картой реки, нарисованной по спутниковым снимкам.

Многочисленные коряги и расчески – неизбежное приложение к лесной речке, большой опасности не представляют, хотя и заставляют постоянно маневрировать.

В целом для безопасного прохождения Бабки нужно постоянно смотреть вперед, издалека замечать препятствия, быстро соображать - куда плыть, какого берега держаться, и ни на минуту не выпускать из рук весла.

Первый обрыв Завал

Белых скал, характерных для нижнего участка Бабки, здесь нет, но есть своеобразные обрывы из песчаника, высотой до 20 метров, покрытые потеками красной глины. Большинство из них стоит по правому берегу реки.

О картах. Существующая километровка представляет большой исторический интерес, и только. То же относится и к региональному атласу, якобы 2001 года.

Река Бабка в пределах поймы очень подвижная, и за прошедшие с момента обновления этих карт 20 лет уже неоднократно меняла русло. Изменения, такие как спрямления русла, есть даже в сравнении со спутниковыми снимками 3-летней давности.

Осинская трасса существовавшая на момент создания карт лишь в проекте, в итоге была проложена несколько дальше от реки (видимо проект изменился).

В 2001 году была разобрана Бизярская узкоколейная железная дорога, идущая вдоль Бабки, и ее многочисленные ветки. В 2007 году остатки этой дороги были уже почти не видны.

На нижнем участке маршрута, чуть в стороне от реки, появилось несколько дачных массивов.

Добраться до исходной точки путешествия очень легко. Любой из многочисленные автобусов на Осу, за исключением идущих через Юго-Камск, за два часа доставит вас от пермского автовокзала до отворота на село Аннинск. В 300 метрах перед отворотом расположена АЗС и закусочная, а от указателя "ЗАО КЗ Аннинский" по широким полям идет гравийная дорога в село. До реки идти один километр. Справа от дороги - небольшой пруд на притоке Бабки, за ним - куча кирпича, это все что осталось от памятника красноармейцу, отмеченному на карте. В черте села это уже не дорога, а улица Главная. Последние до реки 150 метров идем по верху плотины впечатляющих размеров. Она была сооружена в 1760 году графом И. Г. Чернышевым, основавшим здесь медеплавильный завод, от которого и пошло это село. Пруда уже лет сто как нет, и река свободно убегает через широкую прореху в плотине. Здесь, на правобережном галечнике, удобно приготовить плавсредство к путешествию. Дальнейший километраж по реке я считаю отсюда, это "нулевой километр".

На левом берегу за домами белеют развалины церкви св. Анны, постройка которой в 1774 году дала селу его современное имя, взамен старому - Бабка, Бабкинское. Мировую известность село Аннинское приобрело за 7 лет с 1789 по 1796, когда по указу Екатерины Второй, здесь действовал монетный двор, печатавший медные деньги с буквами АМ (аннинская монета). В настоящее время сведения об Аннинске есть во всех нумизматических справочниках, а большая часть ссылок в Интернете по ключевым словам "аннинск бабка" ведет на сайты нумизматов.

Ниже плотины река Бабка мелкая, шириной около 15 метров, с многочисленными галечными отмелями. Скорость течения 5-6 км/ч. По ее берегам раскинулись обширные поля, окружающие село Аннинское. Уже через 100 метров пути река распадается на несколько проток, шириной по 5 метров, течение местами ускоряется до 10 км/ч. Некоторые из проток загорожены бревнами. Через 3 км, в районе впадения слева речки Березовки, Бабка вновь собирается в одно русло, и углубляется в лес.

Арка

Далее, до поселка Октябрьского (с 3 по 15 км пути) река течет одним руслом шириной 7-10 метров, со скоростью течения 5-6 км/ч. Речка мелкая, по берегам лежат небольшие галечные отмели, есть несколько перекатов, где уклон реки заметен на глаз, а скорость течения возрастает до 12 км/ч. На этом участке больше всего завалов - четыре штуки, здесь же находятся самые большие и красивые береговые обрывы. Весной во время перелета, здесь много птиц, и совсем нет людей. Вплоть до поселка Октябрьского работает сотовая связь.

Первый завал расположен на 5,0 км пути. Он небольшой и легко обносится по галечной отмели с левого берега. Через километр (на 6,1 км), справа к реке подходит узкий высокий мыс, заросший хвойным лесом, через 400 метров после него (6,5 км) на правом берегу первый и самый живописный из камней-обрывов. Высотой около 15 метров, он сложен из серых каменных кубов, на которые сверху наползает красная глина. Расположенный ниже второй обрыв (7,3 км) поменьше и не такой красивый как первый. На следующем повороте влево – двойной завал, сооруженный бобрами, который можно обнести по левому песчаному берегу.

Перед большим притоком справа, речкой Гаревкой (10,5 км), раньше был железнодорожный мост одной из веток Бизярской узкоколейки. Никаких следов от него не осталось, но на левом берегу можно рассмотреть заросшую насыпь. Она не похожа на насыпи обычных железных дорог, гораздо ниже, меньше полуметра, и расположена у самого берега.

На 13 км пути новая серия завалов. Первый из них обходится легко, а вот второй… В общем, это самое серьезное препятствие на всей Бабке. Здесь, на крутом левом повороте, очень быстрое течение. Завал открывается внезапно, когда до него остается метров 60, зачаливаться особо некуда, справа – неудобный для обноски берег, а левого берега и вовсе нет, затопленные кусты, через которые множество проток спрямляет излучину. По одной из них, мелкой и проходимой в сапогах, я с большим трудом перенес лодку ниже.

Поселок Октябрьский (15.0 км), в прошлом Ворошиловка, основанный в 1953 году как поселок лесозаготовителей, в настоящее время превратился в дачное место. Он расположен в стороне от реки и на берегу никаких признаков человеческого жилья не видно. Лишь еле доносящиеся из-за леса звуки выдают присутствие людей. И только проплыв мимо поселка к расположенному ниже железобетонному автомобильному мосту (15,5 км), видишь позади крыши домов.

На участке от поселка Октябрьского до устья реки Бизярки (с 15 до 32 км) пропадает сотовая связь, исчезают галечные отмели, река суживается до 7 метров, увеличивается ее глубина. Невысокие берега, заросшие кустарником, подмыты и обрывисты. На этом отрезке реки расположен всего один завал (26,3 км).

Ниже устья реки Елымовки по левому берегу тянутся многочисленные поляны, удобные для стоянки.

Как и выше, на реке совсем не ощущается деятельное присутствие человека, единственное исключение – это живописная изгородь на лугу, в устье речки Соколовки.

Но так будет не всегда. На 28,3 км справа открываются широкие луга, посреди которых стоит село Бизяр, а к берегу во множестве подходят сенокосные дороги. Основано село Бизяр на 20 лет раньше Аннинска, в 1740 году, так же в связи с постройкой медеплавильного завода. После истощения запасов руды, в 1863 году, завод закрыли. А еще через 100 лет, статус сельского центра перешел из Бизяра в процветающий рядом лесной поселок Сухобизярка. И вслед за ним, туда же, уехало большинство населения. Теперь Бизяр - небольшой дачный поселок.

На 30-м км пути на правом берегу поднимается большой красный обрыв, до 25 м высотой, через 900 метров еще один, поменьше. Перед устьем речки Сухобизярки стоит железобетонный автомобильный мост красного цвета (31,6 км), соединяющий поселок Сухобизярка с осинской трассой.

На участке от села Бизяр до устья реки Бырмы (32-54 км) Бабка расширяется до 30 метров, скорость течения здесь около 7 км/ч. По берегам вновь появляются галечные пляжи. Возвышающиеся над поймой великаны, тополя-осокори, приятно видоизменили речной пейзаж. На этом участке есть 2 завала, но гораздо неприятнее многочисленные паводковые спрямления русла, срезающие речные петли прямо через лес. В отличие от верховьев, здесь, в поселках, дома подходят к самой реке. Сотовая связь не работает.

На этом участке реки больше всего бобров. По берегам множество обгрызанных стволов, в воде есть большие участки острого частокола из срезанных кустов, опасные для надувных лодок.

На 32,5 км справа впадает река Бизярка, быстрая, шириной около 3 метров, прямо за ее устьем виднеется Осинская трасса с проносящимися по ней машинами.

На 34-м км по обоим берегам разбросаны бугры высотой в 1,5-2 м. Возможно, это следы старых разработок медной руды.

На 35,9 км после брода через реку, слева за деревьями видна деревня Куляшовка. Устье одноименной речки затоплено водами разлившейся Бабки.

На 39,6 км стоит автомобильный мост. Под его правым пролетом непроходимый завал, поэтому держитесь левого берега. Сразу же за мостом вдоль левого берега - обрыв, что необычно. На Бабке, обрывы до этого всегда были расположены по правому берегу.

На 44,5 км реку перегородил завал. Я обошел его через затопленные кусты левого берега.

Через 800 метров слева – дачная деревня Верх.Пальник (45,3 км).

На 50-м км река расходится по протокам, рукавам, прорывам и сильно захламлена упавшими в воду деревьями.

На 49,8 км, там, где река выписывает петлю, срезающая ее протока пробегает под симпатичными воротами из сломанного дерева. Я не удержался и прошел под ними. Там есть небольшой легко проходимый завал, но нужно быть аккуратнее из-за высокой скорости течения.

51,2 км – слева за лесом расположен не отмеченный на карте дачный поселок. С реки его не видно. А не Бырма ли это?

На 51,9 км перед устьем речки Челябы - мост ведущий в поселок Бырма. Осторожно, его левые пролеты плотно забиты топляком и не проходимы. Расположенная сразу за мостом деревня Челяба разрослась в сторону реки, и теперь ее дома подходят к самому берегу.

На 54,5 км слева впадает крупнейший приток Бабки - река Бырма. Это быстрая и бурная река, шириной 7-10 метров, даже цветом воды мало отличается от крупной протоки на Бабке. Район устья Бырмы захламлен корягами.

С этого места вновь начинает работать сотовая связь.

От устья реки Бырмы до Янычей (54-75 км) река Бабка постоянно распадается на протоки шириной около 10 метров, там же где они сливаются воедино, ширина русла доходит до 60 м. Как результат постоянного образования новых проток - река сильно захламлена деревьями. Но непроходимых завалов в главном русле нет. Береговые галечные пляжи становятся по настоящему обширными. На этом последнем участке реки уже заметно присутствие человека - тропинки и дорожки по берегам, срубленные деревья, оборудованные рыбацкие места, и самое главное - появляется мусор.

На 56 километре, ниже впадения справа небольшой реки Кочубырмы, Бабка подходит к луговым окрестностям села Нижний Пальник. Здесь она собирает все протоки в одно русло, шириной около 50 метров. Сперва по левому, а потом и по правому берегу тянутся хорошие поляны для стоянки. На ближайшем расстоянии от села 58,4 км дома закрыты деревьями. Только из подмытого правого берега торчит труба водовода. И лишь на 59,2 км позади среди луговых просторов открывается село. Появилось оно вместе с окрестными заводами, как поселение углежогов, снабжавших эти заводы углем.

На 60,6 км река опять входит в лес и сразу же разбегается на протоки. Но основное русло достаточно велико для комфортного плавания, шириной около 50 метров со скоростью течения 8 км/ч.

На 61,9 км слева в лесу не отмеченный на картах дачный поселок. Его не видно, но хорошо слышно, а на повороте вправо, там, где река широко разливается, есть оборудованное место для купания.

На 63,6 км реку перегораживает мост сомнительной конструкции. Вроде бы и железобетонный, но выглядит каким-то самодельным.

На 65 км начинается большой остров, в его начале навалена целая плотина из бревен. Обходить остров лучше по правой протоке.

На 69-м км, справа, за большим полем видны дома Бабкинского кордона. К самому полю от реки отходит узкая тихая протока шириной 15 метров, приятная в прохождении.

Ниже правый берег огорожен истлевшей бревенчатой стеной, когда-то защищавшей насыпь узкоколейки от размыва. За ней из воды торчат обгоревшие деревянные опоры, это все что осталось от железнодорожного моста. В 100 метрах ниже сложное место - река узкая, мелкая и извилистая, с высокой скоростью течения и множеством коряг.

Низовья Бабки Финиш

На 69,6 км слева за лесом очередной дачный поселок, не отмеченный на карте. На 72-м километре справа за деревьями опять видны дачи, а чуть пониже, на самом берегу, стоит причудливого вида водозаборное сооружение.

Маршрут подходит к концу. Начиная с 73 километра, уже слышны машины проезжающие по трассе Пермь – Кунгур.

На 73,3 км на правом повороте над соснами возвышаются водонапорные башни пионерских лагерей. Самих лагерей не видно. Кстати, сосен выше по течению не было, они начинаются отсюда.

На 74,8 км проходим под автомобильным мостом трассы Пермь – Кунгур и через 250 метров чалимся между двумя железнодорожными мостами. Финиш. На одометре - 75,050 километров.

Складываемся и идем по железной дороге на север 1800 метров до станции Янычи. Как вариант - можно уехать на автобусе.

Автор: Родимов Павел

Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 01 2021 15:16:49
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна