река Песчаная, август 2009 АЛТАЙ
 

АЛТАЙ

 
ДНЕВНИК   Участники
     Просмотров: 14696


Р. ПЕСЧАНАЯ, АВГУСТ 2009

Турклуб «ЗОДИАК», г.Пермь


Т Е Х Н И Ч Е С К И Й О Т Ч Е Т
о водном (на катамаранах) туристском путешествии третьей категории сложности
по реке Песчаная (Горный Алтай), совершенном с 1 по 16 августа 2009 г.


1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
2. СПИСОК УЧАСТНИКОВ
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Здесь можно скачать:

лоцию (~ 298 КБ) скачать лоцию
схемы порогов (~ 43 КБ) скачать схемы порогов

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Район путешествия Горный Алтай
Категория сложности Третья
Нитка маршрута г. Пермь – г. Бийск – пос. Ильинка – сплав по р. Песчаная до пос. Солоновка – г. Бийск – г. Пермь
Средства сплава катамараны
Время проведения похода 1-16 августа 2009 г.
Продолжительность активной части маршрута, дней, в т.ч.
дневок
сплав
11

4
7
Протяженность водной части похода, км 123
Уровень воды средне-низкий
Общее количество дней (Пермь – Пермь) 15
Подъезд к пос. Ильинка 2 дня
Стапель 0,5 дня

2. СПИСОК УЧАСТНИКОВ

№ п/п ФИО Тур. опыт Обязанности в походе, распределение по судам
1. Мурзаев Валентин Геннадьевич 4-р Б.Зеленчук–Аксаут–Кубань (Сев. Кавказ, 2008)
4-у Зун-Мурин (Алтай, 2007)
руководитель, капитан К-4-1
2. Никитина Виктория Евгеньевна 1-у Вишера (Сев. Урал, 2008) видеооператор, матрос К-4-1
3. Купраш Майя Рифкатовна 2-у Усьва (Ср. Урал, 2009) медик, матрос К-4-1
4. Россолова Светлана Сергеевна 2-у Усьва (Ср. Урал, 2009) матрос К-4-1
5. Шабалин Андрей Геннадьевич 2-у Усьва (Ср. Урал, 2009) казначей, отв. за транспорт, капитан К-4-2
6. Азанова Евгения Николаевна 2-у Усьва (Ср. Урал, 2009) завхоз, матрос К-4-2
7. Вилданова Елена Рафисовна 2-у Усьва (Ср. Урал, 2009) летописец, матрос К-4-2
8. Кидрачев Александр Викторович 2-у Усьва (Ср. Урал, 2009) ремонтник, матрос К-4-2

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

3.1. График движения

Дата Дни пути Участки маршрута (в скобках – уточнение места стоянки) км ЧХВ Способы передвиж. Примечания, определяющие препятствия
1–3.08   Пермь – Бийск     поезд  
3.08   Бийск – пос. Ильинка     машина  
3.08 1 р. Песчаная: мост в пос. Ильинка – 1 км ниже устья р. Казанда (ЛБ) 15 3:00 сплав стапель
4.08 2 МН – 0,5 км км ниже устья р. Баранча (ПБ) 46 7:00 сплав  
5.08 3 МН – 0,5 км выше устья руч. Сумный (ЛБ) 6 1:00 сплав  
6.08 4 Дневка; радиальный выход в сторону г. Синюха 7 8:00 пешком  
7.08 5 Дневка; радиальный выход в сторону г. Цилиндр 2 3:00 пешком  
8.08 6 МН – стоянка «Веселая» (ЛБ) 27 4:00 сплав  
9.08 7 Днёвка       Прохождение пор. «3 камня» и «Слаломный»
10.08 8 МН – пор. «Челюсти» (ЛБ) 11 2:00 сплав Прохождение пор. «Первый розовый бом» и «Челюсти» (К-4-1)
11.08 9 Днёвка        
12.08 10 МН – устье р. Быстрая (ЛБ) 5 0:45 сплав Прохождение пор. «Челюсти» (К-4-2)
13.08 11 МН – мост в пос. Солоновка (ПБ) 13 3:30 сплав Антистапель
14.08   Пос. Солоновка – Бийск     машина  
14-16.08   Бийск-Пермь     поезд  

Сокращения: МН – место ночевки, ЛБ – левый берег, ПБ – правый берег.

3.2. Подъезды

Для Горного Алтая, особенно ближней его части (граница Алтайского края и Республики Алтай), характерна хорошая степень развития дорожной сети. От ближайшей железнодорожной станции – г. Бийск – начинаются асфальтированные дороги в разные части горного района (наиболее важные – знаменитый «Чуйский тракт» и дорога на курорт Белокуриха), от которых отходят менее благоустроенные дороги (в основном грунтовые тракты), подводящие к основным рекам района, использующимися для сплава.

К началу маршрута от Чуйского тракта ведет дорога, которая начинается в пос. Черга к пос. Ильинка и проходит по долинам рек Улусчерга, Кукуя, Арбайта, Песчаная (асфальтирована примерно на половине своего протяжения). К другим возможным вариантам начала маршрута – пос. Тоурак и пос. Куяган – ведут дороги, которые, по-видимому, проходят через пос. Алтайский (в чем нет уверенности, так как мы этим путем не следовали). Наконец, имеется возможность подъехать почти к самому началу порожистого участка («каньона»), начинающемуся от устья р. Бол. Тихая. Для этого нужно воспользоваться транспортным средством повышенной проходимости (трактором), на который, по-видимому, надо пересаживаться в пос. Булатово или Бол. Тихая.

От того места, где водники обычно заканчивают свой маршрут (мост в пос. Солоновка или находящийся чуть выше пос. Красный Городок) идет гравийная дорога в сам пос. Солоновка и далее на север, через несколько километров выходящая на асфальтированную дорогу Березово – Новотырышкино и далее примыкающая к шоссе Белокуриха – Бийск. Следует отметить, что выше пос. Новотырышкино эта дорога идет не по правому (как это обычно обозначено на топографических картах), а по левому берегу р. Песчаная.

Организацию заездов для туристов, следующих до г. Бийск железнодорожным транспортом, осуществляет фирма «Бийск-Алтай-Тур», которое в настоящее время фактически монополизировало этот вид деятельности. Приведенное выше описание подъездов к реке приведено из-за того, что на реку в летнее время выезжает малое количество групп (даже из ближайших крупных городов – Барнаула, Новосибирска, Омска) и водители плохо знают эти подъезды. Это также может помочь тем группам, которые будут организовывать самостоятельную заброску–выброску. Нашу группу спасло то, что у нас был комплект топографических карт района, по которым мы указывали наиболее вероятную дорогу водителям.

От Перми до Бийска наша группа добиралась на двух поездах с пересадкой в Новосибирске. До пос. Ильинка мы добирались на заранее заказанном по телефону автомобиле «Газель».

Определенные сложности возникли в связи с выездом с маршрута. Водитель, плохо ориентировавшийся в этой части Алтайского края, по ошибке проехал до пос. Березово и опоздал на 2 часа. Из-за этого мы чуть опоздали на поезд. Из Бийска до Перми добирались с пересадкой в Челябинске (заранее можно было купить билет только на этот поезд).

3.3. Описание сплава по р. Песчаная

Сплав по реке Песчаная – это старый туристский маршрут, который довольно часто используется для закрепления навыков водных туристов со средним уровнем подготовки. Поэтому в Интернете можно найти довольно много описаний маршрута, относящихся к разному уровню воды, разным временам года и составленных в период с начала 1980-х до конца 2000-х годов. Далеко не исчерпывающий перечень этих описаний приведен в списке литературы (2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 14).

Обилие информации о маршруте и отсутствие общепризнанных нормативных документов по нему породило довольно большую путаницу в описаниях: зачастую в них даже главные препятствия называются по-разному. При подготовке к маршруту нами было сделано сводное описание, куда были включены фрагменты из нескольких отчетов, однако «увязать» все в какой-то мере удалось только на месте.

На основании анализа разных источников и проверки их содержания на месте нами был разработан собственный перечень участков и препятствий, с собственной их нумерацией (в отличие от других, она сделана сквозной: участки вместе с локальными препятствиями, т.к. среди последних много препятствий протяженных – разбои, серии шивер и т.д.). Корреляция между нашими номерами и номерами в перечисленных описаниях маршрутов приводится в следующей таблице (сопоставление с отчетом [11] – предположительное).

№ п/п Наименование / описание Нумерация в описаниях и отчетах
2 4, 9, 10, 14 6, 13 11
1 Мост в с. Ильинка        
2 Ильинские протоки (разбои)   1    
3 Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами   2-4 1-6  
4 Мост выше устья р. В. Этагол   5    
5 Шиверистый участок (до 2 к.т.)   6-11    
6 Цепь перекатов и шивер   12-21    
7 Мост выше пос. Тоурак   22    
8 Тоуракские протоки (разбои)   23-24    
9 Мост ниже пос. Тоурак        
10 Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами (до 2 к.т.)   25-30    
11 Куяганские протоки (разбои), начальная часть 7 31-33    
12 Мост в пос. Куяган        
13 Куяганские протоки (разбои), окончание   34    
14 Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами (до 2 к.т.) 7,8 35-36    
15 Порог «Две ступени» (2 к.т.) 9,10 37-39   8,9
16 Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами (до 2 к.т.) 11 39-44 12  
17 Порог «Кривой» (3 к.т.) 12 45 13 10
18 Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами 13 46-57   11
19 Начало «каньона» 14-15 58-69 15  
20 Порог «Входной» (3 к.т.) 16 70 16 12
21 Порог «3 камня» (3 к.т.) 17 71 17 13
22 Порог «Слаломный» (3 к.т.) 18 72 18 13
23 Сплошная цепь порогов и шивер (3 к.т.) 19-28 73-93 19-25 14-27
24 Порог «Первый розовый бом» (3 к.т.) 29 94 26 28
25 Участок между порогами «Первый розовый бом» и «Челюсти» 30-31 95-96 27 29-31
26 Порог «Челюсти» (3 к.т.) 32 97 28 32
27 Заключительная часть «каньона» (3 к.т.) 33-38 98-105 29-31 33-36
28 Выходные шиверы 39-40 106-110    
29 Спокойный участок с отдельными перекатами   111-113    
30 Мост в пос. Солоновка        

Далее дается описание маршрута в соответствии с вновь введенной нумерацией. В скобках дан примерный километраж от начала маршрута. Описанием можно пользоваться для низкого и среднего уровня воды. Сокращения в тексте: ЛБ – левый берег, ПБ – правый берег.

Описание подкреплено картами-лоциями, которые нарисованы на основе спутниковых снимков, под которые были «подложены» осветленные топоосновы масштаба 1:100 000 (в одном случае – 1:200 000). Следует особо указать, что главное русло на этих схемах местами выделялась условно и может не совпадать с реально существующим положением дел.

Описание прохождения наших экипажей дается курсивным шрифтом. Большинство препятствий проходилось походным порядком без осмотра, с взаимостраховкой, если иное не указано в тексте. Походный порядок был следующий: в основном шел катамаран К-4-1 (называемый также «Цапель»), за ним на расстоянии 30–50 м следовал К-4-2 («Пепелац»). Прохождение при среднем уровне воды производилось во 2-ой и 3-й день маршрута (от середины уч.3 до середины уч.14), при низком уровне – все остальные дни.

Мост в с. Ильинка
Мост автомобильный деревянный, особого препятствия не представляет, служит скорее всего ориентиром. Большинство групп стапелятся ниже моста, где по левому берегу есть удобная ровная поляна. При стапеле следует учитывать, что мост находится посреди села и здесь совершенно нет леса для ставов катамаранов. Поэтому тем, кто собирается идти на катамаранах с деревянными каркасами, либо следует позаботиться о заготовке жердей заранее (по дороге до места), либо проехать ниже, до устья р. Верх. Этагол. Некоторые группы также стапелятся в 1,5 км ниже моста, на обоих берегах.

Стапель производился на поляне ниже моста, на ПБ.

2. Ильинские протоки (разбои) (0–2,5 км)
Сразу после моста река разбивается на несколько рукавов, а поскольку до обоих коренных берегов далеко – выделение самой проходимой представляет собой большую сложность, а общая сложность гидрографии не позволяет сделать осмотр участка и запомнить оптимальный путь для прохождения. Препятствия здесь – многочисленные завалы, расчески, гребенки, узости, мели, которые держат экипажи в постоянном напряжении. Примерно в 300 м ниже моста – пешеходные мостки почти на уровне воды, которые без проблем обносятся по обоим берегам.

От места стапеля сразу пошли левой протокой, потом протоки выбирались исходя из максимальной водности и чистоты (преимущественно – центральные). Разбои проходились походным порядком, с взаимостраховкой (которая в основном была бесполезной из-за опасных чалок).

Примерно в 1 км от старта «разведочный» К-4-1 не успел уйти из-под коряги, в развилке проток и уперся в завал, сев правым бортом против течения. Снялись сами: частично покинули судно, оттолкнулись и развернули его против часовой стрелки. В конце села К-4-1 не смог отгрестись от березы-«гребенки» на уровне воды, перекрывшей около 2/3 русла. Хотя экипаж уже приготовился к «оверкилю», она была пройдена без эксцессов: сначала через нее перевалилась левая, потом правая гондола.

3. Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами (2,5–9 км)
Ниже проток река течет в основном одним руслом, среди препятствий – отдельные перекаты и шиверы, а также определенное количество подводных камней в русле. На одной из шивер нами наблюдалась небольшая ступень – с амплитудой падения не более 0,5 м, которую мы не смогли отождествить ни с одним из препятствий в описаниях.

Примерно в 1 км от начала участка имеется деревянный мост, который хорошо проходится и трудности не представляет (возможно, в высокую воду необходим обнос).

4. Мост выше устья р. В. Этагол
Автомобильный деревянный мост, возвышающийся не более чем на 0,7 м над водой. Находится в середине довольно сильного переката, сразу после поворота реки влево. Ожидать его следует в том месте, где слева подходит долина р. Верхний Этагол, что хорошо прослеживается.

Для осмотра зачалились на ПБ примерно за 50 м до моста, на левом повороте реки. После осмотра решили обносить по ЛБ, т.к. справа – ограждение от скота из горизонтальных жердей, от реки до коренного склона. Поэтому оба катамарана были проведены на 50 м вверх по течению, переправлены на ЛБ, потом мост был обнесен.

5. Шиверистый участок (9–14 км)
После устья р. Верх. Этагол – цепь шивер (до 2 к.т.), которые непрерывно тянутся на 2,5 км до устья р. Казанда, с отдельными камнями, небольшими сливами и валами до 0,5 м. Никакой сложности они не представляют.

На этом и последующем (№6) участках следует планировать место ночевки, т.к. здесь есть удобный лесистый левый берег, а дальше на многие километры (до порога «Две ступени» потянутся степи.

6. Цепь перекатов и шивер (14–20 км)
Далее тянется довольно участок довольно спокойной воды, с отдельными каменистыми перекатами и шиверами.

7. Мост выше пос. Тоурак
Деревянный мост, проходится с ходу без проблем. Хороший ориентир начала разбоев (участок 8).

8. Тоуракские протоки (разбои) (20–25 км)
Река разбивается на протоки аналогично участку 2. Но, в отличие от него, здесь имеется коренной ЛБ, которого можно придерживаться при выборе проток с одинаковой водностью.

Разбои были пройдены без эксцессов, в основном левыми протоками.

9. Мост ниже пос. Тоурак
Деревянный тракторный мост, нависающий над водой на 1 м у ПБ, на 0,5 м у ЛБ. В среднюю воду проходим у ПБ. Перед прохождением необходим осмотр, для этого удобен ПБ (хотя и ЛБ тоже подходит), по которому при необходимости можно также сделать обнос.

Зачалились на ПБ примерно в 100 м выше моста. Сначала решили проходить через основной (центральный) пролет, для чего даже спилили торчащую в его сторону корягу. Но потом «переиграли» на правый пролет, который был узким, но более высоким (там все равно приходилось ложиться на катамаран). На всякий случай перенесли по берегу основную часть вещей и выставили страховку с берега. Сначала прошел К-4-1, который подстраховал второй экипаж (К-4-2) с воды, потом К-4-2.

10. Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами (до 2 к.т.) (25–49 км)
Данный участок не представляет собой никакой трудности. Камни в русле, местами имеются валы до 0,5 м.

11. Куяганские протоки (разбои) (49–54 км)
В среднюю воду – наиболее опасный участок пути до «каньона» в конце маршрута. Представляет собой большое количество проток, осложненных завалами, «расческами», «гребенками», узостями русла, мелями. Как и в случае с разбоями в с. Ильинка, осмотр здесь также практически невозможен, поэтому линию прохождения следует выбирать по ситуации. Тем более, что здесь так же далеко до коренных берегов и гидрографическая ситуация может совершенно измениться, что делает почти бесполезными любые рекомендации.

В качестве ориентира начала разбоев во многих описаниях дан пешеходный мост. К настоящему времени от этого моста совершенно ничего не осталось, кроме земляных следов опор. Заканчивается участок препятствием 12.

При прохождении разбоев оба экипажа старались не терять друг друга из виду, чтобы в случае чего подстраховать. Сначала шли левыми протоками, основную часть – средними, в конце пошли правыми. В одном месте (в средней части участка) экипаж К-4-2 «плотно сел» на «расческу» с которой снимался около 10 мин., при этом было потеряно одно весло. Весло было выловлено из воды примерно в 0,5 км ниже, где его прибило к правому берегу.

12. Мост в пос. Куяган
Мост автомобильный железобетонный, не представляет собой сложности. Но на всякий случай осмотр необходим: возможны завалы в пролетах и после него требуется несложный маневр, чтобы не «затянуло» в левую протоку.

Мост был осмотрен по ЛБ.

13. Окончание разбоев у пос. Куяган (54–56 км)
После моста необходимо идти правой протокой, т.к. левая, несмотря на свою значительную водность, быстро разбивается на мелкие ручьи и мелеет. Разбои продолжаются дальше, но здесь главное русло более отчетливо выражено. Чаще всего наиболее проходимы правые протоки.

Разбои заканчиваются после впадения правого притока Куяча.

Участок был пройден походным порядком в основном правыми протоками.

14. Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами (до 2 к.т.) (56–64 км)
После этого – длинный довольно спокойный участок, изредка перемежающийся перекатами и шиверами до 2 к.т. Препятствия – камни, валы до 0,5 м.

15. Порог «Две ступени» (2 к.т.)
Здесь в разных источниках выделяется от одного до 3-х порогов, суммарной протяженностью до 1,5 км. В некоторых отчетах написано про мощные сливы и бочки. В среднюю воду, однако, ничего подобного нет: вода не перетекает через камни, а течет между ними. И основную сложность представляют узкие проходы между камнями, приходится маневрировать.

Ориентир порога – поворот реки вправо после впадения слева реки Дресвяная.

Единственная более-менее выраженная ступень порога была пройдена у ПБ, потом проходили по струе к ЛБ.

16. Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами (до 2 к.т.) (64–68 км)
После порога «Две ступени» – относительно спокойный участок, в среднюю воду представляет собой быстроток с отдельными камнями.

17. Порог «Кривой» (3 к.т.)
В конце участка 16 после впадения справа ручья Сумный (ярко выраженная долина) река поворачивает налево, на повороте – скала по ПБ. Через некоторое время – остров, после которого река сужается до 30 м и начинается порог «Кривой» (в старых описаниях – «Узкое место»).

Порог представляет из себя протяженный 50-метровый слив с торчащими камнями. В высокую воду здесь отмечаются валы до 1 м, в низкую – до 0,5 м. Осмотр и страховка по ЛБ.

Порог был пройден с ходу: остров перед порогом обошли правой протокой, в самом пороге держались по струе.

18. Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами (68–88 км)
После порога 17 – несложная шивера. Через некоторое расстояние (в пределах 2 км) в старых лоциях выделялся порог «Кривой» (сам «Кривой» при этом назывался «Узкое место»), но в настоящее время он совершенно не выражен. Вдоль всего участка – несколько бывших деревень, у которых до сих пор пасется крупный рогатый скот и можно встретить местных жителей – пастухов и рыбаков.

Участок спокойной воды продолжается до устья р. Б. Тихая, откуда начинается «каньон».

19. Начало «каньона» (88–94 км)
После устья р. Б. Тихая река резко поворачивает направо и начинается так называемый «каньон» – участок, на котором сосредоточены все основные препятствия реки. Падение воды резко возрастает, и одно за другой тянется несколько шивер 2–3 к.т.. В ряде отчетов среди них выделяется порог «Входной». Шиверы не представляют никакой сложности для экипажей и судов, подготовленных к походам 3 к.т., и могут проходиться без осмотра.

20. Порог «Входной» (3 к.т.)
Короткий порог (в некоторых лоциях называется также «Грива») на резком правом повороте, около 25 м. Пологое падение, валы 0,5 м.

После порога на ЛБ – знаменитая стоянка «Веселая» с музеем: деревянным водником «Васей», холодильником, метками разных групп. Эта стоянка удобна для осмотра следующих, более сложных, порогов.

Был пройден с ходу, после чего остановились на стоянке «Веселой», где была дневка. Во время дневки на пороге была проведена тренировка по самосплаву.

21. Порог «3 камня» (3 к.т.)
Несмотря на название – никаких ярко выраженных 3-х камней в пороге нет, во всяком случае – по низкой и средней воде (их гораздо больше). Другое название порога – «Лестница». В пороге наблюдается от 3-х до 5-ти ступеней со сливами и валами (до 1,2 м), самая мощная – последняя, где недалеко от ЛБ (ближе к середине) слив достигает 0,8 м и даже в низкую воду образуется небольшая бочка. После этого на ЛБ имеется удобная чалка за большим камнем типа «кирпич». Разведка порога по любому берегу (на ЛБ ее можно совместить с осмотром музея на стоянке «Веселой»), для обноса (заноса) катамарана удобней ПБ.

Порог был пройден вместе со следующим порогом – «Слаломным» во время дневки, с выставлением страховки, фото- и видеосъемки. Сначала его прошел экипаж К-4-1 (без груза), стараясь выбирать для прохождения участки с максимальными амплитудами сливов и валов. Заход в порог осуществлялся по центру, потом основные ступени проходились у ЛБ, на последней ступени маневрировали ближе к центру, чтобы лучше пройти последнюю ступень и успеть хорошо зайти в «Слаломный».

Экипаж К-4-2 проходил порог трижды: 2 раза во время дневки (без груза) и 1 раз на следующий день (с грузом). Первое прохождение было совершено немного ближе к центру, второе и третье – у левого берега. После второго прохождения – чалка на ПБ с последующим заносом катамарана вверх до стоянки, первое и третье было совмещено с порогом «Слаломным».

22. Порог «Слаломный» (3 к.т.)
Порог расположен сразу за порогом «3 камня», начинается в 100 м от последней ступени последнего, на левом повороте реки. Порог отличается обилием камней, В среднюю и высокую воду имеется 2 прохода между камнями – слева и справа, в низкую – только один (справа). В пороге имеется несколько ступеней (3 ярко выраженных), с пологими сливами до 0,8 м и валами до 1 м (в низкую воду). Осмотр по любому берегу, чалки и занос катамарана удобнее по ПБ.

Во время дневки первым порог прошел К-4-1 (без груза) в связке с порогом «3 камня»: заход у ПБ, затем смещение к центру, после последней ступени – чалка на ПБ. После этого порог по той же схеме прошел К-4-2. На следующий день прохождение было повторено груженым К-4-2.

23. Сплошная цепь порогов и шивер (3 к.т.) (95–103 км)
После порога «Слаломный» тянется непрерывная цепь порогов и шивер, в которой авторы разных описаний выделяют от 7 до 21 локальных препятствия. В низкую воду все эти препятствия сливаются в единое протяженное препятствие, в целом равномерное по сложности: камни в русле с порою сложными проходами, отдельные сливы, валы (до 1,5 м), бочки.

Среди «номерных» препятствий здесь выделяются следующие «именные» пороги:

  1. порог «Троллейбус» в конце протяженного прямого участка, на левом повороте, в середине излучины – 2 ступени, много камней;
  2. порог «Булка» на левом повороте, примерно в 1 км от вышеупомянутой излучины. Несколько ступеней, при входе в основную из которых надо пройти ворота, потом – слив под высокой скалой справа, после него улово у ЛБ.

Поскольку, как мы могли убедиться при проходе порогов 20–22, по низкой воде большинство препятствий не представляли особой сложности, было решено идти без осмотра все шиверы и пороги вплоть до порога 24. Что и было сделано.

24. Порог «Первый розовый бом» (3 к.т.)
Ориентир порога – левый поворот и скала на ПБ, которую при большом желании можно назвать розовой. Осмотр по ЛБ.

Порог начинается от большого камня у ЛБ и имеет 3 выраженные ступени, между 2-й и 3-й из них струя идет вдоль скалы, образуя ложный прижим. После чего струя идет к левому берегу, омывая крупные камни.

Перед порогом зачалились на ЛБ и осмотрели. Единственная сложность – ворота на последней ступени, где струя била прямо в крупный камень справа, от которого надо было отгрести влево и уйти в образовавшийся здесь крутой слив около 0,8 м. Порог прошли обычным походным порядком.

25. Участок между порогами «Первый розовый бом» и «Челюсти» (103–105 км)
На этом участке сплошная шивера продолжается, в разных отчетах выделяется до 3-х препятствий, в том числе 1 порог на правом повороте реки.

26. Порог «Челюсти» (3 к.т.)
Считается ключевым препятствием «каньона» и всей реки. Находится в сужении реки на левом повороте, справа – скала кремового цвета. Перед порогом на ЛБ удобная обжитая поляна для стоянки, с хорошей тропой для осмотра.

Считается, что в малую воду порог более сложный, чем в большую, когда многие камни скрыты водой, при этом вал относительно небольшой. Посередине порога – крупные камни, в низкую воду можно пройти и слева и справа от них, в высокую – только справа. В пороге имеются 3 ступени. Проход 1-й и 2-й ступеней – вдоль ПБ, после чего – дорожка валов до 1 м, бьющая в надводный «треугольный» камень. От него уход влево в 3-ю ступень, проход которой уже между центром и ЛБ. Все сливы в ступенях пологие. После 3-й ступени удобная чалка у ЛБ.

Первым порог проходил К-4-1 без груза: без проблем прошли все ступени, только слегка задев упомянутый камень посреди струи. Второй раз капитан К-4-1 решил для эксперимента обойти этот камень справа, в результате чего сначала «зацепили» 2 камня по ходу движения, а на 3-й ступени попали в негабаритный проход между камнями в середине русла и застряли в нем. Пришлось выходить из катамарана и протаскивать его вручную.

Экипаж К-4-2 также дважды прошел порог по той же схеме, что и первое прохождение К-4-1 (поскольку эксперименты с К-4-1 показали, что проход 3-й ступени ближе к ЛБ – единственный), без эксцессов, если не считать того, что оба раза был задет «треугольный камень»; первый раз его обошли слева, второй раз – справа.

27. Заключительная часть «каньона» (3 к.т.) (105–110 км)
После «Челюстей» - заключительная серия шивер и порогов «каньона»: от 3 до 8 локальных препятствий. Примерно в середине участка на левом повороте выделяется порог «Второй розовый бом», где в определенную воду наблюдается прижим к правому берегу. Осмотр по ЛБ.

Участок заканчивается впадением крупного левого притока – р. Быстрой, за которым начинается «населенка»: дороги по берегу, ниже – дома отдыха и т.д.

Все препятствия, кроме «Второго розового бома», были пройдены с ходу без осмотра. «Второй розовый бом» осмотрен по ЛБ. Поскольку ничего сложного по нашей воде там не было (небольшой пологий слив и валы до 0,5 м), он также был пройден обычным походным порядком.

28. Выходные шиверы (110–115 км)
После устья р. Быстрой на реке несколько (до 5-ти выходных шивер), единственная сложность которых – обилие камней в русле, между которыми приходится маневрировать.

29. Спокойный участок с отдельными перекатами (115–123 км)
Горы резко заканчиваются, и река выходит на равнину. Хотя течение не замедляется, препятствиями здесь являются только перекаты и протоки, в которых могут быть завалы. При этом главный рукав хорошо читается и не представляет никакой опасности для мало-мальски опытных экипажей.

30. Мост в пос. Солоновка
Железобетонный автомобильный мост, легко проходимый. За ним на правом берегу – удобная стоянка для антистапеля.

3.4. Радиальные выходы

Первоначально в плане похода было запланировано два радиальных выхода – на две вершины, возвышающиеся над местностью: на г. Синюха (1379 м) и г. Черная Грива (1139,8 м). Из-за погодных условий осуществить подъем на г. Черная Грива, который собирались сделать во время дневки у пор. «Челюсти», не удалось. Но дневка у устья руч. Сумный, откуда сделали «радиалку» в сторону г. Синюха, затянулась на 2 дня из-за необходимости ремонта катамарана (не удалось сразу найти место течи в баллоне К-4-1). Этим воспользовалась часть группы и сделала выход в сторону г. Цилиндр.

Первый радиальный выход (в нем участвовали 6 человек: Азанова, Кидрачев, Купраш, Мурзаев, Никитина и Рассолова), был осуществлен в сложных погодных условиях: 15 минут дождя – 15 минут без дождя. К тому же, как оказалось, на всем участке пути несколько лет назад прошел низовой пожар, из-за чего приходилось постоянно пробираться по мокрой траве высотой в человеческий рост. Сначала группа была переправлена на другой (правый) берег реки от места стоянки на катамаране, затем путь шел вдоль реки и руч. Сумный до охотничьей избушки, потом поднялись по поляне и по лесу в сторону гребня с наивысшей точкой 978 м. Далее – небольшой спуск, после чего группа поднялась по крутому подъему собственно к Синюхе, мимо 20-метрового останца к останцу 12 м, имеющий высоту около 1310 м. До наивысшей точки горы Синюхи оставалось 1–1,5 км, но этот путь сочли нецелесообразным из-за угрозы срыва контрольных сроков. С учетом того, что переправа находилась на абсолютной высоте около 500 м, общий набор высоты составил около 810 м.

На обратном пути решили обойти справа высоту 978 м, что было ошибкой: в нескольких местах пришлось преодолевать задернованные курумники.

Второй радиальный выход (5 человек: Азанова, Вилданова, Купраш, Рассолова, Шабалин) был осуществлен на следующий день по гребню в сторону г. Цилиндр. Подъем производился сначала по чистому лесу, потом по курумнику. До наивысшей точки (1010,1 м) не добрались, удовольствовавшись локальной вершиной с абсолютной высотой около 830 м. Набор высоты составил около 340 м.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Водный туризм. – М.: Профиздат, 1990.
  2. Галямов В. (п. Чик Новосибирской обл.). Отчет о туристском спортивноом походе 3-й категории сложности в районе Алтайского края, река Песчаная // http://www.skitalets.ru/water/2006/peschanaya_galyamov/.
  3. Единая всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСТКМ) (категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов)) // http://isakov.narod.ru/evsktm.htm#ЕВСКМТ.
  4. Марченко Л.П. (Москва) Отчет о водном туристском походе III к.с. по р. Песчаная, 30 июля – 26 августа 2004 г. // http://www.skitalets.ru/water/2008/ peschanaya04_marchenko/
  5. Методические рекомендации по подготовке отчетов о самодеятельных туристских путешествиях. – М.: ЦРИБ "Турист", 1977 // http://www.skitalets.ru/books/metod/podg_otchot/index.htm.
  6. Обухова Е. (Новосибирск) Отчет о водном походе 3 к.с., совершенном с 27.04 по 06.05.04 по р. Песчаная // http://www.skitalets.ru/water/2007/peschanaya_obuhova/.
  7. Перечень классифицированных туристских маршрутов на 1986–1988 гг. // http://tourism.intat.ru/sport/routes/.
  8. Песчаная. Описание // "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М.: Физкультура и спорт, 1976.
  9. Песчаная. Описание и лоция // http://lib.meta.ua/book/19977/.
  10. Плоткин Д.В. (Москва). Отчет о пеше-водном путешествии 3-й категории сложности в районе Алтая со сплавом по р.Песчаная до пос.Смоленское, совершенном с 8 июля по 11 августа 2001 года // http://www.skitalets.ru/water/2005/peschanaya_plotkin/.
  11. Поход третьей категории сложности по реке Песчаной (по видимому, 2006 г.) // http://www.unn.runnet.ru/rus/volgovyt/nizhobl/nizhnov/pesch.htm.
  12. Русский турист: нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001–2004 гг. – Сост. Востоков И.Е., Панов С.Н. – Вып. 7. М., 2001 // http://hibaratxt.narod.ru/doc/rusturist/index.html.
  13. Семин Л.Г. Отчет о водном путешествии третьей категории сложности по реке Песчаная (Алтай), совершенном с 30 апреля по 7 мая 2004 г. // http://splav-academ.narod.ru/reports/river/sand/sand04-1/sand04.htm.
  14. Томин А. (Самара). Река Песчаная, лоция (на основе походов 1993, 1996 г.) // http://www.skitalets.ru/water/2005/pesch_tomin/
  15. Туристские спортивные маршруты. Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989–1992 г. – М.: Профиздат, 1989 – (Б-чка самодеятельного туризма).
  16. Энциклопедия туриста. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993 // http://vladsc.narod.ru/library/enc_tur/index.htm#z.
ДНЕВНИК   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 01 2021 15:16:49
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна